В этом заинтересованы небольшие региональные НПФ, для которых выполнение все возрастающих требований ЦБ к отчетности и риск-менеджменту слишком накладно. В перспективе их число может пополниться за счет новых игроков, прежде всего из регионов с большим числом бюджетников.
Как сообщил "Ъ" исполнительный директор АНПФ Виталий Пашенцев, в минувший четверг совет ассоциации (в нее входят 29 НПФ) одобрил обращение в ЦБ с инициативой создания региональных НПФ. "Мы предлагаем законодательно утвердить такой тип НПФ, по аналогии с региональными банками. Для таких НПФ, работающих в определенном регионе России, предлагается ввести пониженные требования к капиталу, упрощенную отчетность по МСФО. В свою очередь, такие игроки не смогут работать с пенсионными накоплениями - только с резервами. Вполне вероятно, что регулятор также ограничит их возможности по инвестированию в те или иные типы активов", — отметил господин Пашенцев.
Планы по введению региональных банков с ограниченным функционалом и упрощенным регулированием обнародовала два месяца назад глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В конце июля Банк России обнародовал соответствующий законопроект - по нему получить региональную лицензию смогут банки с капиталом не менее 300 млн руб. и величиной активов не более 7 млрд руб. В проекте АНПФ по региональным НПФ заложены примерно те же пропорции: минимальный капитал НПФ - 50 млн руб., объем резервов не должен превышать собственное имущество фонда более чем в 20 раз.
Для небольших игроков возможность перехода на новый тип работы — вопрос выживания. Как отмечает президент волгоградского НПФ "Империя" Алексей Морозов, у фондов, сохраняющих статус НКО, остается не так много времени для преобразования в акционерные общества. Крайний срок — 2019 год, минимальный капитал к этому моменту должен быть не менее 150 млн руб., с 2020 года — 200 млн руб. С ужесточением требований ЦБ по отчетности и риск-менеджменту расходы на содержание фондов растут. "Подготовка отчетности по МСФО и переход на новый план счетов увеличит расходы в два-три раза. Для экономики небольших фондов такая нагрузка запредельна",— считает господин Морозов. По его оценке, переход в статус региональных теоретически может быть интересен 15 фондам (из действующих в настоящее время 85 НПФ). При этом, как отмечает руководитель НПФ из топ-10 по активам, с появлением нового типа фонда на рынок могут выйти и новые игроки. "Речь прежде всего о регионах с высоким числом бюджетников и работников учреждений социальной сферы — например, Северный Кавказ или Крым", - указывает собеседник "Ъ".
Как прогнозируют участники рынка, солидную часть от общего объема их вложений составят государственные бумаги, региональные и муниципальные инфраструктурные облигации. Впрочем, такая перспектива фонды не пугает. "Мы и так работаем в одном регионе и используем далеко не все возможности по инвестированию. Разумное сокращение более рисковых вложений в конечном итоге пойдет на пользу и самим фондам, и их клиентам", — отмечает заместитель исполнительного директора НПФ "Ресурс" (Ростов-на-Дону) Илья Глухов.
Пока логика изменений на пенсионном рынке — последовательное ужесточение требований к капиталу, системе риск-менеджмента и отчетности фондов и, как следствие, консолидация фондов в составе крупных дружественных банкам групп - не предполагает развития региональных НПФ, указывает президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. "Ситуация может измениться с развитием досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников, занятых на вредных производствах. Но о корректировке законодательства и предоставлении льгот работодателям пока идут только разговоры", - говорит господин Александров.
В ЦБ сообщили, что обращение АНПФ о создании региональных НПФ пока не поступало и будет рассмотрено после получения.