Основанием для отзыва лицензии Первого русского пенсионного фонда послужили нарушения «в части распоряжения средствами пенсионных накоплений» и связанные с раскрытием информации, сообщил ЦБ. До этого фонд дважды пытался вступить в систему гарантирования накоплений и дважды ЦБ ему отказал, рассказывают два контрагента «Первого русского».
Это небольшой фонд, в нем 4,8 млрд руб. накопительных пенсий от 148 000 человек. Своими бенефициарами он раскрыл Василия Шмыкова и Евгения Федосова – миноритариев банка «Балтика», но участники пенсионного рынка считают, что фонд контролировал основной владелец «Балтики» Олег Власов, член совета директоров фонда.
Именно операции с родственным банком могли стать причиной, по которой ЦБ не допустил «Первый русский» в систему гарантирования, говорят два контрагента фонда.
Проверки ЦБ выявили, что стоимость ряда бумаг в портфеле фонда завышена в разы, отмечает контрагент фонда. Речь идет об ипотечных сертификатах участия (ИСУ), на которые у регулятора аллергия после того, как выяснилось, что через них выводились деньги из фондов Мотылева. «В портфеле «Первого русского» были ИСУ, выпущенные в том числе под проекты из кредитного портфеля банка», – говорит контрагент НПФ, добавляя, что после отзыва лицензии у НПФ банку придется замещать эти деньги.
«Действительно, у Банка России были претензии к ИСУ [в портфеле «Первого русского»], в том числе к оценке обеспечения и качества ссуд [являющихся ипотечным покрытием] в ИСУ», – подтвердил представитель ЦБ. Вопрос, размещал ли «Первый русский» средства в банке «Балтика», он оставил без ответа.
«Первый русский» инвестировал пенсионные деньги через три УК. Больше всего (60%, говорит сотрудник фонда) он размещал через «Фундамент», который участники рынка связывают с фондом. У них совпадает адрес. В «Фундаменте» не ответили на запрос «Ведомостей».
Мобильный телефон Власова вчера не отвечал. Генеральный директор «Первого русского» Ирина Алеева отказалась от комментариев. Она возглавляла в прежнем регуляторе отдел контроля за деятельностью НПФ.
«Если не считать особый случай с группой Мотылева, это первый отзыв лицензии у фонда, который не прошел проверку ЦБ на вступление в систему гарантирования, – признает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. – Это тревожный звонок для всех, кто не вошел в систему гарантирования».