Эксперты связывают это с новыми внутренними распорядками работы во многих фондах, которые связаны с ужесточением соответствующих санкций к НПФ. Так, за большой количество жалоб НПФ может потерять право на привлечение новых клиентов по ОПС, а также управление накоплениями уже имеющихся вкладчиков.
За 6 первых месяцев 2012 года в ПФР поступило 332 письменные жалобы на неправомерный перевод средств накопительной части пенсий, это намного меньше, чем за соответствующий период 2011 года. Согласно действующему законодательству ПФР заключает с НПФ трансфер-агентские соглашения, которые дают юридическое право фондам принимать от граждан России заявления о переводе пенсионных накоплений. Разрыв такого соглашения приведет в потере фондом возможности привлечения новых клиентов, что чревато значительными финансовыми потерями. В начале 2011 года Министерство Финансов разработало приказ, по которому фондам будет запрещено самостоятельное привлечение накоплений в случае большого количества нарушений.
Известно, что большинство подобных нарушений связано с работой агентов, некоторые из которых оформляли одного клиента сразу в несколько НПФ. В итоге в 2012 году многие Фонды перестроили работу с агентскими сетями, некоторые и вовсе отказались от их услуг.
Однако, несмотря на сокращение числа письменных жалоб, число устных (телефонных) жалоб в колл-центр Пенсионного фонда России за 7 месяцев превысило 3 тыс., что по мнению специалистов ПРФ не является критичным значением.