Министерство труда и социальной защиты разрабатывает законопроект о признании гарантийными случаев, когда уже после выхода на пенсию на пенсионных счетах граждан в ПФР оказывается меньше денег, чем они накопили, — то есть управляющая компания получила убытки. Изменения призваны исправить пробел в законодательстве, ведь в отношении граждан, накопления которых находятся под управлением негосударственных пенсионных фондов (НПФ), эти случаи изначально включены в перечень гарантийных. Проблема касается так называемых «молчунов» и тех, кто платил добровольные повышенные взносы.
Такие компенсации предусмотрены законом о гарантировании прав граждан, имеющих пенсионные накопления (это россияне моложе 1966 года рождения), — закон принят в декабре 2013 года и призван обеспечить сохранность пенсионных накоплений россиян. Если в процессе инвестирования этих средств будет получен убыток, в результате чего их размер окажется меньше номинала всех уплаченных страховых взносов, то законом предусмотрено восполнение недостатка при наступлении гарантийных случаев. К ним отнесены, в частности, выход на пенсию, перевод накоплений из одного фонда в другой и пр.
При этом законодательством предусмотрена двухуровневая система гарантирования. ПФР и каждый НПФ прежде всего должны создать резерв по обязательному пенсионному страхованию (ежегодные отчисления в него для ПФР — по ставке не более 0,25% от среднегодовой стоимости чистых активов под управлением, для НПФ — в пределах 0,5%; точные нормативы устанавливает ЦБ). Одновременно формируется общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, которым управляет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Он также формируется за счет ежегодных отчислений фондов (ПФР и НПФ) — по минимальной ставке 0,0125% от среднегодовой стоимости чистых активов под управлением.
По закону при наступлении гарантийного случая восполнение недостатка пенсионных денег производится за счет резерва фонда, который администрирует эти средства. Если у фонда для этого недостаточно ресурсов, то гарантийную выплату производит АСВ из средств общенационального фонда.
В законопроекте Минтруда речь идет о двух случаях дефицита: средств выплатного резерва и средств, предназначенных для срочной пенсионной выплаты. В состав средств для срочной пенсионной выплаты входят накопления, которые сформированы гражданами за счет дополнительных страховых взносов (помимо уплачиваемых за него работодателем 22% от оплаты труда). Эти взносы могли быть уплачены самостоятельно гражданином или же его работодателем (дополнительно, помимо 22%), также сюда включены средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии. Право на получение ежемесячной выплаты из этих средств гражданин получает с момента выхода на пенсию. Продолжительность получения выплаты он выбирает сам, но она не может быть менее 10 лет.
Все оставшиеся пенсионные накопления граждан с момента выхода их на пенсию формируют выплатной резерв, из которого платится накопительная часть пенсии. Сейчас по закону ПФР обязан восполнить недостаток средств выплатного резерва и средств для срочной пенсионной выплаты при наступлении гарантийного случая. Но недостаточность этих средств у граждан, чьи накопления администрирует ПФР (а управляет ими Внешэкономбанк), в законе не установлена в качестве гарантийного случая — такая компенсация предусмотрена только для клиентов НПФ.
В Минтруде «Известиям» подтвердили свои намерения уточнить «формулировки, определяющие в отношении Пенсионного фонда России гарантийный случай недостаточности средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата», — однако в министерстве не сообщили, почему решили застраховать «пенсионеров-молчунов» от убытков только сейчас.
Убытки по пенсионному портфелю уже случались. Внешэкономбанк, под управлением которого две трети всех пенсионных накоплений, по расширенному портфелю (более рискованный, для перевода в него подаются отдельные заявления) зафиксировал в 2014-м доходность в 2,7%, а по портфелю «молчунов» — убыток 2,05%. По итогам 2015 года доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа, составил 12,5% годовых.