В правительстве обсуждается идея создания коммерческого оператора учета пенсионных прав граждан. Проект, по данным "Ъ", исходящий от Сбербанка, предполагает окупаемые госвложения (предположительно ЦБ) в 10 млрд руб. с выходом на прибыль на третий год и последующим распределением акций АО в равных долях среди участников рынка. В Белом доме идею публичной коммерческой инфраструктуры, решающей в первую очередь проблемы рынка НПФ, должны встретить в штыки. Схема, давно работающая в ЕС, создает опасную альтернативу действующей — в ней есть лишь бюджет, госорганы и подрядчики.
Предложение было внесено главой Сбербанка Германом Грефом. Поскольку официально банк не является субъектом подобных инициатив, идея рассматривается как рабочая, не имея определенного статуса в Белом доме. В Сбербанке "Ъ" не смогли подтвердить или опровергнуть авторство идеи.
Администрирование пенсионных взносов, которое осуществляет ПФР, считается авторами идеи неэффективным, говорит собеседник "Ъ". Так, у фонда нет централизованной базы данных о переходах застрахованных лиц и единой системы обмена информацией с НПФ о назначении накопительной пенсии и результатах инвестирования накоплений. Фонду приходится проводить трудоемкие сверки реестров и изменений СНИЛС застрахованных и тратиться на разработку новых форм программного обеспечения для контроля пенсионных накоплений.
Выход авторы идеи видят в создании единого пенсионного администратора, который будет руководить единой базой пенсионных прав и накоплений. В нее должна войти информация о застрахованных, их статусе, пенсионных правах и накоплениях. К системе необходимо подключить загсы и АСВ, а также платный сервис для НПФ по ведению пенсионных счетов. Для всех участников системы (застрахованные, НПФ) будут созданы личные кабинеты, где будет доступна информация об инвестировании средств пенсионных накоплений, наиболее выгодном плане инвестирования и смене НПФ. Для ПФР аутсорсинг администрирования позволит сократить документооборот, снизит риски утери информации и сократит затраты на обмен данными с НПФ. ЦБ и АСВ, в свою очередь, получат информацию о пенсионных обязательствах НПФ, финансовых потоках на пенсионном рынке и исчислении средств резерва ПФР и отчислений НПФ в АСВ.
Кроме того, предложения предполагают усиление контроля над агентами, оформляющими договоры на переход в НПФ. Сами договоры должны фиксироваться в базе единой информсистемы, их продажа будет происходить только в стационарных точках, а агентское вознаграждение должно быть единым для агентов всех НПФ. Сам Сбербанк ведет привлечение в дочерний НПФ именно через сеть банковских отделений.
На организацию единого пенсионного администратора уйдет полтора-два года и около 10 млрд руб., из которых 5 млрд руб. — стоимость оборудования и ПО. На третий год работы организация должна стать самоокупаемой — за счет оказания платных услуг НПФ, ПФР, агентам и другим заинтересованным лицам — и дать прибыль в 3,5 млрд руб. Полная окупаемость проекта оценивается в семь-восемь лет. Конкретных расчетов по экономии госсредств, которая называется одним из главных позитивных следствий коммерциализации администрирования, разработчики не представили, но ждут, что ее обеспечит отказ от "ручного" документооборота в ПФР.