Имущество фонда «Сургутнефтегаз» превышает 23 млрд руб., в него собрано 10,8 млрд руб. корпоративных пенсий и 3,4 млрд – накопительных. Единственным акционером этого фонда является другой пенсионный фонд – некоммерческая организация (НКО) «Сургутнефтегаз». Однако, замечают «Ведомости», продажа формальна – фактически владелец пенсионного фонда не меняется, говорит контрагент НПФ «Сургутнефтегаз», из-за требований закона компании – «исторические» учредители фондов вынуждены отрекаться от своих пенсионных активов.
ЦБ и Минфин, запуская в 2014 годусистему гарантирования пенсионных накоплений, поставили требование к НПФ повысить прозрачность. Так, негосударственные пенсионные фонды, которые планировали продолжить работать по программе обязательного пенсионного страхования, обязали преобразоваться в АО, а также раскрыть всех бенефициаров. Большинство НПФ данные требования уже выполнили.
Тем не менее, целый ряд НПФ, в основном те, которые создавались корпорациями для корпоративных пенсионных программ, предпочли акционироваться по кольцевой схеме: пенсионный фонд разделился на два, причем только один становился акционерным, а его акционером был указан второй фонд (некоммерческий). Основной причиной, по которой компании не хотели акционировать свои НПФ напрямую, называется чрезмерное влияние дочернего фонда на баланс. Обязательства и активы НПФ могли ухудшить балансовые показатели материнской структуры. Кольцевая схема стала для них временным решением. Уже с января 2016 года все фонды, работающие с накоплениями граждан, должны получить акционера в виде исключительно хозяйственных обществ.
«Нефть-консалтинг» принадлежит фонду «Пенсионное содействие», владельцем которого является Игорь Чирков. Чирков в 2008 году значился в списке аффилированных лиц нефтяной компании «Сургутнефтегаз». «Цель сделки – привести структуру акционеров в соответствие с законом», - цитируют «Ведомости» исполнительного директора некоммерческого фонда «Сургутнефтегаза» Руслана Габдулхакова. Он подчеркнул, что главным вкладчиком пенсионного фонда остается одноименная нефтяная компания.
«Нефть-консалтинг» не входит в группу «Сургутнефтегаза» и никак не связан с нефтяной компанией, но, «естественно, то лицо, которое приобретает акционерный фонд «Сургутнефтегаз», не является для нас неизвестным», отмечает Габдулхаков. По его словам, сегодня такая структура владения «возможно, более устойчива», поскольку «у нас быстро меняется пенсионное законодательство, мы не можем прогнозировать, какие изменения могут последовать еще».