.
1 0
1 0

Что нужно менять в системе негосударственных пенсионных фондов

14 августа 2015
Отечественные НПФ получают «вознаграждение за успех», а именно до 15% прибыли от инвестдоходов. Такая система выгодна, когда финансовые рынки растут. Но в кризис такая схема оказывается разорительной.

Вознаграждение прошлого века

Пока споры об индексации пенсий и возможной очередной «заморозке» пенсионных накоплений продолжаются, финансовый блок и регулятор продолжают работать над реформированием отрасли негосударственных частных фондов (НПФ). Минфин опубликовал на едином портале правовой информации законопроект, который позволит ввести новую систему вознаграждения НПФ.

По новой формуле фонды смогут получать до 1% от портфеля пенсионных накоплений помимо уже имеющегося «вознаграждения за успех» — 15% от инвестдохода. В СМИ после размещения законопроекта появились бурные дискуссии, в первую очередь среди депутатов Госдумы, о том, пойдет ли такое нововведение на пользу клиентам НПФ. Чем выгодно предложение Минфина для пенсионной отрасли в целом и для будущих пенсионеров?

Сегодня в мировой практике применяются различные источники вознаграждения НПФ. Например, в Чили берется процент только со взносов, а в Испании — от объема активов. В странах, которые входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вознаграждение может отчисляться одновременно со взносов, объема активов, инвестиционного дохода и т.п. (Польша, Словакия, Турция, Эстония, Словения и пр., источник — OECD. Pension Markets In Focus 2013). Американские и европейские пенсионные фонды берут вознаграждение в 1–2% от активов. На схемы вознаграждения влияет число клиентов и средний счет их отчислений.

Добровольные системы требуют более значительных издержек из-за маркетинговых затрат, как это происходит, например, в Турции, Чехии и Сербии. Хотя с ростом общего объема активов подобные затраты чаще всего снижаются. Вознаграждение пенсионных фондов только из инвестдохода применяется в очень малом количестве стран. И в этих случаях оно, как правило, комбинируется с другими видами финансовых поступлений.

Для российских НПФ с 90-х годов прошлого века применяется success fee — «вознаграждение за успех». Фонды могут выбрать до 15% от инвестдохода и направить на обеспечение основной деятельности фонда (ведение пенсионных счетов, организация процесса выплаты пенсий, маркетинговые затраты и прочее). Максимальный размер вознаграждения НПФ установлен в целях защиты клиентов — не менее 85% полученного инвестдохода направляется на пенсионные счета. Но такая система оказывается выгодной только тогда, когда финансовые рынки растут.

Обслуживание за свой счет

Причем зачастую фонды не выбирают максимально возможное вознаграждение. Например, согласно данным Банка России и по нашим подсчетам, в 2013 году (когда НПФ были на пике своих возможных доходов) НПФ «недобрали» 1,5 млрд руб. В качестве вознаграждения они могли получить 10,2 млрд руб. в общей сложности, а в результате получили лишь 8,7 млрд руб., то есть на 15% меньше возможного дохода.

Причина в том, что за последнее десятилетие в России произошло два крупных экономических кризиса (2008–2009 годов и 2014–2015 годов). Между ними еще были «неудачные» для финансового рынка годы, например 2011-й. Даже в такие годы фондам необходимо вести счета, бухгалтерский и управленческий учет, сдавать десятки видов отчетности в различные ведомства, назначать пенсии, рассылать выписки клиентам, управлять пенсионными накоплениями. У любого НПФ есть текущая деятельность, которая требует расходов. Из чего их покрывать? Получается, из собственных средств.

В результате из-за рисков получения операционного банкротства (когда расходы превышают доходы) НПФ прежде всего сокращали инвестиционный горизонт: фонды выходили из волатильных, но доходных на длинном горизонте активов и уходили в менее рискованные и краткосрочные. Так, например, доля акций в портфелях НПФ с 2007 по 2014 годы совокупно уменьшилась с 27,1% до 6,9%, то есть более чем в 4 раза.

В первую очередь такая краткосрочная инвестиционная стратегия влияет на доходность пенсионных накоплений. Фонды хеджируются на годовом интервале: ведь если они не получат инвестиционный доход, то где они найдут источники для покрытия расходов? С ростом объемов бизнеса риски усиливаются, и при наличии только вознаграждения за успех (то есть процента от инвестдоходов) есть большой соблазн инвестировать в надежные, но при этом наименее доходные активы. К чему это приводит? К снижению доходности инвестирования средств пенсионных накоплений.

Таким образом, сохранение нынешней системы вознаграждения НПФ может привести к тому, что пенсионные накопления будут приносить меньше дохода.

Пришло время меняться

В этих условиях предложения Минфина оказываются весьма кстати. Введение законопроекта повысит прозрачность общей системы вознаграждения всех участников пенсионного рынка: пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев.

Вся комиссия будет изначально направляться в фонд, который и будет дальше распределять ее себе, управляющим компаниям и другим. Напомню, что сейчас помимо 15% НПФ еще дополнительно 10% вознаграждения от инвестдоходов забирают себе управляющие компании. Кроме того, во время активной общественной дискуссии критики Минфина забывают, что в соответствии с принятой сейчас схемой вознаграждения при инвестировании пенсионных накоплений необходимые расходы (брокерские и биржевые комиссии) могут составлять до 1% от активов. Вознаграждение спецдепартамента тоже считается в процентах от активов.

С введением новой практики взимание комиссионного вознаграждения станет более прозрачным, и возникнут условия для внутренней ценовой конкуренцией между основными участниками (НПФ, управляющие компании и другие), что приведет к снижению общего размера комиссии.

Возрастет не только внутренняя, но и внешняя конкуренция — уже между негосударственными пенсионными фондами — за счет повышения эффективности своих расходов и снижения вознаграждения. Если сейчас клиент видит только чистую доходность, начисленную на его счет, то в новой системе станет видно вознаграждение всех участников. Это позволит корректно определить совокупный результат размещения пенсионных накоплений.

Мировая практика показывает, что каждый этап развития рынка пенсионных услуг требует от государственного регулятора установления новых правил вознаграждения НПФ и других участников пенсионного рынка. Российской пенсионной отрасли сегодня пора меняться.

Автор в первоисточнике: 
Евгений Якушев, председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда

Лента новостей

Пенсионная отрасль и финансы
14.10.2016 - 11:30
Новости о Фондах
14.10.2016 - 10:45
Регулирование деятельности НПФ
13.10.2016 - 12:00
Регулирование деятельности НПФ
12.10.2016 - 18:00
Пенсионная отрасль и финансы
06.10.2016 - 14:15
Пенсионная отрасль и финансы
06.10.2016 - 11:30
Пенсионная отрасль и финансы
03.10.2016 - 11:30
Пенсионная отрасль и финансы
02.10.2016 - 19:30
Регулирование деятельности НПФ
29.09.2016 - 15:45