В принципе, происходящее и было похоже на многочасовой захватывающий сериал, прокрученный с начала с ускорением за четыре минуты: видеть это было удобно, поскольку полную версию уже все смотрели. Сюжет вкратце: есть предложения по бюджетной консолидации, могущественные главные распорядители бюджетной системы (ГРБС) категорически отвергают возможность сокращения своих бюджетов минимум до 2020 года, в ответ Минфин предлагает несколько десятков заведомо более радикальных альтернатив, ГРБС и вице-премьеры хватаются за голову, далее идет много серий жарких совещаний. В финале опять есть те же самые предложения по бюджетной консолидации, что в марте-июне 2016 года, но до сдачи бюджета в Госдуму уже не полгода, как раньше, а неделя, но опять по существу ничего не решено.
Предложения Минфина и ЦБ по новой реформе пенсионной системы (на деле это, в отличие от действий 2011-2016 годов, реформа в истинном смысле этого слова - изменение базовых институтов), обнародованные на МФФ, формально имеют тот же статус. Впрочем, в отличие от других "устрашающих" инициатив ведомств Антона Силуанова и Эльвиры Набиуллиной, они с очень большой вероятностью будут реализованы. Верить в это нам позволяет выступление на МФФ директора департамента госдолга Минфина Константина Вышковского, который подтвердил, что объемы чистых госзаимствований бюджета (преимущественно эмиссия ОФЗ) на 2017-2018 годы превысят 1 трлн руб., в 2019 году будут чуть меньше этой суммы.
Новости в этом, строго говоря, нет: в бюджетных проектировках в начале июля (см. "Ъ" от 6 июля) эти суммы были примерно такими же, хотя и большими. Но есть разница между триллионом в июле и триллионом в сентябре: хотя министр финансов на МФФ и констатировал, что приватизация "Башнефти" и "Роснефти" в планах на 2016 год, Минфин готов увеличить планы займов этого года на 100 млрд руб., новые займы позволят бюджету пока не развалиться и без приватизации.
Однако пенсионная реформа в этой ситуации Минфину и ЦБ почти необходима. Дополнительные пенсионные накопления в странах, аналогичных РФ, на первых этапах работы системы гарантированных частных накоплений - главный покупатель внутреннего госдолга. Без них в ситуации с заморозкой накоплений в старой системе, которая продлится весь 2017 год, быстро увеличивать емкость рынка госдолга без быстрого роста его доходности будет невозможно. О
дновременно новые накопления должны и дополнительно стабилизировать рубль - без них рынок госдолга РФ станет слишком зависим от нерезидентов и конъюнктуры мировых рынков госдолга. Поэтому, хотя формально альтернативы реформе у правительства есть, маловероятно, чтобы все повернулось иначе, в противном случае Белому дому придется что-то менять в бюджете по существу.